Родителям

Что может уметь ребенок 3-4 лет


Этапы взросления: от 3 до 4 лет.

С наступлением третьего дня рождения вашего ребенка начинается волшебный период, когда в мире малыша будет доминировать фантазия и бурное воображение. На протяжении ближайших нескольких лет своей жизни ваш ребенок заметно повзрослеет.

Вот некоторые навыки и знания, которыми должен владеть ваш ребенок в возрасте 3 – 4 лет.

Навыки движения.

 - уметь подпрыгивать и стоять на одной ноге до пяти секунд,
 - подниматься и спускаться по лестнице без помощи взрослого,
 - ударять по мячу, чтобы он катился вперед,
 - во время игры в мяч, ловить отбитый мяч чаще, чем пропускать,
 - уверенно ходить вперед и задом наперед.

Умение владеть своими руками.

 - уметь рисовать квадрат и круг,
 - уметь рисовать человека с тремя или четырьмя частями тела,
 - уметь пользоваться ножницами,
 - начинать копировать написание больших букв.

Язык и речь.

 - понимать и различать понятия «то же самое» и «другое»,
 - освоить несколько основных правил грамматики,
 - уметь составлять и проговаривать предложения состоящие из пяти, шести слов,
 - говорить достаточно разборчиво, чтобы окружающие могли его понять,
 - уметь рассказывать истории.

Когнитивное развитие.

 - различать некоторые цвета,
 - понимать принципы математического счёта и знать несколько цифр,
 - понемногу начинать понимать и чувствовать время,
 - воспроизводить части рассказаных или прочитанных ему историй,
 - использовать фантазию во время игр.

Социальные и эмоциональные навыки.

 - стремиться получить новые впечатления,
 - объеденяться для игр с другими детьми,
 - уметь одеваться и снимать одежду,
 - вступать в переговоры, для разрешения конфликта,
 - вести себя более независимо,
 - видеть во всяких незнакомых ему изображениях причудливых созданий,
 - воспринимать себя как личность, состоящую из тела, ума и чувств,
 - часто не отличать фантазию от реальности.

Здоровое развитие ребенка.

Каждый ребенок развивается по разному, поэтому трудно выделить признаки здорового развития для всех детей. Есть несколько обобщённых признаков, которые дадут вам общее представление о том, какие изменения должны происходить с вашим ребенком в период взросления. Не стоит пугаться, если развитие вашего ребенка происходит несколько иначе. Однако, вам стоит проконсультироваться с педиатром, если ваш ребенок демонстрирует отставание по какому нибудь из признаков, характерных для его возрастного диапазона.
К совету специалиста стоит прибегнуть, если ваш ребенок:

 - не может бросать мяч из-за головы,
 - не может прыгать на месте,
 - не может ездить на трёхколесном велосипеде,
 - не может крепко держать карандаш, зажатый между большим и остальными пальцами,
 - не умеет рисовать каракули на бумаге,
 - не может поставить четыре кубика вертикально,
 - хватает вас за одежду когда вы уходите и плачет если его оставили одного,
 - не проявляет заинтересованности в интерактивных играх,
 - игнорирует других детей,
 - не отвечает на вопросы людей, не пренадлежащих к кругу семьи,
 - не использует фантазию во время игр,
 - долго одевается, по утрам тяжело и неохотно просыпается, подолгу сидит в туалете,
 - плохо себя контролирует, когда зол или расстроен, бросает упрёки и говорит неприятные слова,
 - не может нарисовать круг, окружность,
 - не использует в предложениях более четырёх слов,
 - не умеет правильно использовать понятия «ты» и «Вы».

Аппетит ребенка раннего возраста, его сон, настрое­ние и поведение во время еды во многом зависят от пове­дения взрослых и от отношения к этому детей.
Неправильные приемы взрослых при организации пи­тания могут привести к закреплению отрицательных при­вычек у детей.
Совет первый. «Я — сам»
С полутора лет большинство детей умеют есть самостоя­тельно. Вы можете лишь докормить малыша другой ложкой — так, чтобы он не очень замечал, что ему помогают. А пить чай из чашки, из стакана дети умеют обычно еще раньше — к году.
Настает день, когда малыш начнет протестовать про­тив того, что вы ему помогаете. «Сам! Сам!» — скажет он. Что ж, сам так сам. От вас потребуется определенное тер­пение: в первое время некоторое количество пищи ма­лыш будет размазывать по лицу, по нагруднику, по столу. Ничего не поделаешь — должен же он научиться есть са­мостоятельно. Зато вы избежите капризов за едой.
Если с этой точки зрения мы взглянем на бытующий еще в некоторых семьях обычай развлекать малыша за едой, то поймем, в чем его вред: внимание сосредоточивается не на еде, а на чем-то интересном, к ней отношения не имеющем, еда же становится действием либо механиче­ским, не вызывающим радости и удовольствия, либо — что еще хуже — неприятной процедурой, которую прихо­дится терпеть ради того, чтобы тебя позабавили.
Чтобы малышу было интереснее есть, позвольте ему брать в руку то, что можно взять, — блинчик, пирожок, крутое яйцо. Когда ребенок станет старше, на третьем году, он уже сможет участвовать в приготовлениях к еде: поста­вить на стол тарелку, чашку, принести ложки, достать салфетку, которую вы ему повяжете.
Совет второй. «Аккуратно и опрятно»
Предоставив малышу самостоятельность, приучайте его к опрятности: испачкает лицо — вытрите его салфеткой, прольет что-нибудь на стол — наготове должна быть спе-
циальная тряпочка. Наводить порядок вы будете не молча, а проговаривая свои действия. Это важно для развития речи. С раннего возраста ребенка следует приучать к правиль­ной, красивой сервировке стола, воспитывать умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, ее смена для каждого блюда, красивая клеенка, на которой не должно быть кро­шек, в большой мере способствуют воспитанию аккурат­ности.
Совет третий. «Соблюдение правил»
Детей на третьем году жизни надо приучать к соблюде­нию правил поведения за столом: есть спокойно, не от­влекаясь, не выходить из-за стола, пока не закончил есть; уметь спокойно подождать, пока дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» пос­ле еды; убирать свою салфетку; ставить на место стул и т.п. Шалости за столом недопустимы, их надо прекращать сразу. Если увещевания не помогают, следует спокойно сказать малышу: «Я вижу, ты есть не хочешь. Что же, иди играй». Не злоупотребляйте запретами. И в то же время не разре­шайте малышу делать за столом все, что он захочет.
Запреты необходимы тогда, когда избежать их нельзя, и то, что однажды запрещалось, не должно и в дальней­шем разрешаться.
Совет четвертый. «Если ребенок не ест»
Что же делать, если вас тревожит недостаточный, пло­хой (подкрепленный точным подсчетом того, что ребенок действительно съедает) аппетит малыша?
Прежде всего попытайтесь выяснить причины. Возмож­но, ребенок время от времени отказывается от еды пото­му, что он устал или расстроен чем-нибудь. Предложите ему спокойно: «Ты устал, давай-ка я покормлю тебя». Если малыш продолжает отказываться от еды — не настаивай­те, предложите ему отдохнуть, но без упреков, без выго­вора и угрозы: «Ну, не хочешь есть, не надо, поешь по­том».
Совет пятый. «Терпение»
Дети раннего возраста еще не могут соотнести свои воз­можности с потребностями (ребенку кажется, что он мо­жет сделать все, а у него не получается). Это вызывает не­гативную эмоциональную реакцию ребенка. Взрослым не надо сердиться на него, расценивая все как каприз. Не надо настаивать на беспрекословном послушании без уче­та этой особенности. Иначе ребенок может дойти до нерв­ного напряжения. Важно проявлять терпеливое, ровное отношение к ребенку, сохранять положительные эмоции у детей.

Надо помнить, что все навыки формируются и закреп­ляются постепенно в процессе многократного повторения. Поэтому нельзя считать, что если ребенок сегодня само­стоятельно ест, то завтра он сможет это сделать без помо­щи и напоминаний. Требовать от детей раннего возраста самостоятельности в еде без участия взрослого нецелесо­образно. Важно обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребенку.


Комментариев нет:

Отправить комментарий